Сборка двигателя Polaris Dragon 700
Начиная с этой статьи я решил изменить формат подачи новостей о наших работах. Это сделано по просьбам наших заказчиков и покупателей. Теперь это будет формат инструкций по ремонту, сборке и другая полезная информация для пользователей нашего сайта.
Поступил в ремонт Polaris Dragon 700 (S07PC7JE) 2008 года выпуска с двигателем 700 см3 (Liberty S3305-7044-PF7J). Снегоход поступил в ремонт с частично разобранным двигателем. Демонтировали и разобрали двигатель полностью, произвели дефектовку. Помимо прокладок под замену пошли следующие детали:
1. Шатун со стороны PTO (2203315; SPI SM-09231-1)
2. Поршни (2203512), пальцы , игольчатый подшипник со стороны PTO (3514365)
3. Цилиндры (3021767)
4. Сальники коленвала (5415026; 5412798)
5. Уплотнительные кольца форсунок (5436287)
6. Проводка топливной рампы
7. Масляный насос (2520622)
8. Свечи (3022082)
9. Бронепровода
Повреждение шатуна со стороны PTO
Поршни и цилиндры имели серьезные повреждения. От идеи «гильзовать» цилиндры отказались сразу, поскольку родной цилиндр изготовлен из алюминия и покрыт липофильным никелькремниевым сплавом – никасилом. Последний имеет существенное отличие по теплопроводимости от чугуна из которого изготовлены ремонтные гильзы. Цилиндры установили новые оригинальные. Оригинальные поршни купить не удалось, потому установили поршни SPI.
Сборка.
Первым делом меняем шатун и балансируем коленвал. После замены шатуна проверяем коленвал на биение: 0,05мм со стороны MAG и 0,02мм со стороны PTO, что укладывается в допуски согласно сервисной инструкции Polaris. Также проверяем состояние всех подшипников коленвала. Наносим на коренные подшипники и шатуны моторное 2Т масло для первого запуска.
Отмываем и обезжириваем половинки картера двигателя, очищаем головку цилиндров от нагара. В нашем случаей головка имела повреждения камеры сгорания со стороны MAG – результаты разрушения поршня. Крупные заусенцы в камере сгорания удалили с помощью наждачной бумаги. Проверяем головку с помощью слесарной линейки. Есть неровности – шлифуем на плите или станке.
При эксплуатации очень часто выпускной коллектор притерпевает деформацию. Поэтому выравниваем выпускной коллектор на слесарной плите или камне, чтобы прилегал плотно. Сделать это очень важно и нужно, поскольку негерметичность выхлопа приведет к нарушению нормального отвода выхлопных газов и резонанса выхлопа, что недопустимо для подобного двигателя!
Проверяем состояние (прилегание) лепестков блоках впускных клапанов. Все что требует замены – меняем. Крепим лепестки с применением Loctite 243. Усилие затяжки 1,2нМ.
Проверяем целостность впускных портов. Порты должны обеспечивать герметичность соединения впуска с дроссельным узлом. Наличие подсосов приведет к выходу из строя двигателя в результате работы на бедной смеси.На сальники коленчатого вала наносим смазку Petamo GHY133N. Смазка используется в двигателях Rotax в помощь сальникам.
Наносим герметик Loctite 5910 на нижнюю половинку картера. Устанавливаем коленвал в верхнюю половинку. В камеру шестерни привода помпы и масляного насоса заливаем 15-20 грамм моторного масла для первого запуска. На болты картера наносим Loctite 243 и устанавливаем их по местам. Порядок затяжку болтов картера. Усилие затяжки 30 нМ.Устанавливаем крышку помпы. Затягиваем с усилием 13нМ. Порядок затяжки в сервисной документации не представлен. Зтягиваем крест на крест. Устанавливаем поршневые кольца на поршни. Следим за тем, чтобы кольца не «подкусывало» в канавках.
Стрелка на поршне должна указывать на выхлоп. Для установки стопорных колец используем специальное приспособление. На игольчатые подшипники, канавки поршневых колец и поршни - наносим моторное масло для первого запуска.Прокладки под цилиндрами и прокладки выпускного коллектора устанавливаем на герметик Loctite 518. Нанесение этого герметика дает более плотное прилегание привалочных поверхностей между собой. Наживляем ( не затягиваем! ) все гайки крепления цилиндров. Не забываем нанести Loctite 243 на резьбы гаек. Далее устанавливаем выпускной коллектор и постепенно выравниваем затяжкой гаек выпускного коллектора цилиндры относительно выпускного коллектора и друг друга. Далее затягиваем гайки крепления цилидров.
Финальная затяжка гаек цилиндров производится усилием 50нМ.
Порядок затяжки:
Порядок затяжки выпускного коллектора в сервисной документации не представлен, но исходя из здравого смысла должны быть выполнена крест на крест с усилием не более 30 нМ. Штатные гайки крепления выпускного коллектора имеют медное покрытие. Устанавливаем новые прокладки головки цилиндров – 4 штуки внутренние и наружные. Обязательно все обезжириваем. Устанавливаем головку и затягиваем по схеме с усилием 34 нМ
Прокачиваем (удаляем воздух) из масляного насоса и устанавливаем его на место. Мы прокачивали насос шуруповертом. Направление вращения насоса (шуруповерта) – против часовой стрелки.
Затяжка болтов крепления масляного насоса 9,4 нМ. Подключаем все шланги согласно фотографии при разборе. Выходы насоса имеют разную производительность!!! Некоторые рассчитаны на подачу масла в картер коленвала, некоторые подача масла на подшипники. Подключать строго по схеме!!!
Устанавливаем магнето и маховик. Все ставим на Loctite 243. Усилие затяжки болтов крепления магнето 16 нМ, гайка маховика 120 нМ.
Устанавливаем ручной стартер. Применяем Loctite 243. Затягиваем усилием 16 нМ. Порядок затяжки:
Устанавливаем «лапы» крепления двигателя. Все на Loctite 243. Усилие затяжки болтов 41нМ
Ставим порты впуска и блоки лепестковых клапанов. Loctite 243. Усилие затяжки портов 12 нМ.
Устанавливаем датчик температуры. Затяжка 24 нМ
Устанавливаем датчик детонации. Затяжка 19 нМ
Устанавливаем топливную рампу. Затяжка 12 нМ.
На привезенном к нам снегоходе была повреждена электропроводка топливной рампы, поэтому пришлось изготовить новую электропроводку. Привожу схему подключения форсунок. Точки подключения форсунок находятся на 26 пиновом разъеме блока управления двигателем. На проводке предусмотрел два 4-х контактных разъема около моторного блока для отключения жгута форсунок при демонтаже – установке мотора.
Форсунки PART (частичной нагрузки) расположены в цилиндрах над портами впуска. Форсунки FULL (полной нагрузки) расположены в картере под портами впуска.
Форсунки имеют цветовую маркировку (цветную точку). В зависимости от цвета - у форсунок разная производительность. Все форсунки должны иметь одинаковую цветовую маркировку и должны быть «вписаны» в адаптационные параметры (топливные карты) с помощью диагностического сканера. Прошивка блока должна соответствовать объему мотора!
Проверяем состояние мембран RAVE (мощностных) клапанов, чистим клапана и устанавливаем их на место. Затяжка болтов 12 нМ. Loctite 243.
После того как все собрано. Опрессовываем двигатель. Ставим заглушки на впуск и выпуск и накачиваем давление 0,4-0,5 бара. Контролируем герметичность. Отсутствие герметичности приведет к выходу из строя двигателя!
Устанавливаем на место дроссельный узел. Если у вас нет диагностического сканера – не нужно трогать регулировку холостого хода и снимать датчик положения дросселя! Датчик положения дроссельной заслонки «вписан» в адаптационные значения блока управления двигателем. В противном случае обратитесь к людям имеющим сканер для адаптации заслонки.
Устанавливаем на двигатель тросик газа. Это нужно сделать до того как двигатель установлен на снегоход, поскольку трос регулируется совместно с масляным насосом, сделать это по месту будет крайне затруднительно. Отрегулируйте масляный насос так, чтобы при полностью закрытой дроссельной заслонке метки на масляном насосе были совмещены (картинка с метками масляного насоса выше по тексту).
Перед установкой двигателя на снегоход крепим стяжками или тонкой проволокой проводку от магнето, форсунок и датчика детонации так, чтобы они не попали под опорные лапы двигателя. В противном случае двигатель вновь придется снимать!
Принимаем в ремонт двигатели Rotax, Yamaha, Polaris и другие. Работаем с транспортными компаниями.
Николай Романов
rotax-service.ru